Не люблю слово "яжемать", но, как говориться, из песни слов не выкинешь. Нынешние «яжемамы» не позволили бы Макаренко сейчас работать в школе. О принципах и методах воспитания великого педагога
"Частенько под статьями о жалобах на плохое поведение детей можно увидеть комментарии в виде упрёка, что я (или другой автор) плохой педагог и не могу справиться с детишками, а вот у Великого Макаренко всё бы получилось! Не человек, а глыба! Макаренко показал бы всем современным убогим «училкам» как надо работать и учить наших детей!
Честно говоря, читать такое не обидно (как думают авторы подобных комментариев), а забавно и смешно, потому что вспоминающие Макаренко самого Макаренко явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами его работы они совершенно не знакомы.
И вдвойне потешно читать такие комментарии потому, что зачастую «вспоминатели Макаренко» всегда и во всём стоят на стороне детей, считая их неприкосновенными и априори правыми в любой ситуации. Они даже не догадываются, что у Макаренко был совершенно другой взгляд на воспитание.
Поэтому исправим этот пробел в знаниях у людей и обратимся к принципам Антона Семёновича. Разумеется, с цитатами. Уверен, многое из написанного ниже современным «яжемамам» и «яжепапам» точно не понравится и такому человеку как Макаренко они явно были бы не рады.
✅ Строгая дисциплина. Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, в том числе шалости и нарушение закона (онжедеть!), но Макаренко был другого мнения. Сто лет назад тоже существовали идеи, что детям должно быть всё позволено. Макаренко же был уверен, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строгой дисциплины.
«На самом деле в условиях чистой природы (т.е. отсутствия границ) вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян».
✅ Наказания. Макаренко был против наказаний физических, хотя перевоспитание в его колонии и началось с пощёчины главному дебоширу. Из наказаний применялось отлучение провинившегося от обеда, рабочие «наряды» или запирание в кабинете, принадлежавшем самому Макаренко. Это всё делалось для выстраивания перед детьми строгих границ, которые пересекать строго запрещено.
«Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать».
✅ Коллективизм. Права, свободы и интересы отдельного ребёнка не возводятся в абсолют. «Яжеродители» уверены, что их ребёнок «самый-самый» во всём что можно и нельзя, а Антон Семёнович во главе воспитания ставил коллектив — да, ты хороший мальчик/девочка, но живёшь ты в коллективе детей, объединённых общей целью. Макаренко считал, что воспитание ребёнка без коллектива невозможно. Никакого эгоизма и «я самый лучший, я сам по себе, мне все должны».
✅ Труд. Все мы знаем, как порой родителей злит, когда их детки вытирают доску, моют парты или (упаси боже) работают на пришкольном участке. Ох, а сколько ненависти вызывает это ужасное слово «картошка»! Макаренко был другого мнения: все воспитанники работали в огороде, в поле и в мастерских, а также сами убирали и следили за собой. Работали не просто так, а в коллективе ради общего дела — опять же, никакого эгоизма.
✅ Ответственность за себя и свои поступки. Это то, за что Антона Семёновича «яжемамы» с «яжепапами» скушали бы и не подавились: с ребёнком нужно общаться как с взрослым, но и требовать от него нужно тоже как от взрослого. Да, ты личность (пусть и маленькая) и к твоему мнению прислушиваются, но будь готов в полной мере нести ответственность за свои поступки. Взрослые работают — и ты работай. Взрослые отвечают за свои поступки и их последствия — ты тоже будь готов. Макаренко был максимально далёк от принципа «онжеребёнок».
«Любить и уважать человека — это значит предъявлять к нему высокие требования».
Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Важно помнить, что успех заключался и в статусе самого педагога: Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел над ними полную власть в режиме 24/7. Только-только закончилась череда войн, в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.
Имеет ли подобную власть над учениками современный учитель и может ли он применять принципы и методы, изложенные выше? Боюсь, если даже попросить школьника помыть пол в классе, то это грозит грандиозным скандалом. Живи Антон Семёнович сейчас и попробуй он поработать в обычной школе, то после пары дней преподавания шокированные родители со скоростью звука побежали бы писать жалобы в местный отдел образования, обвиняя учителя в «непрофессионализме», «антигуманизме» и «насилии над детьми».
Так что если вознамеритесь упрекнуть учителя опытом Макаренко, то подумайте ещё раз и вспомните где он работал, какое это было время и какими полномочиями он обладал. А ещё лучше посмотрите хороший фильм «Педагогическая поэма» — первые 30 минут просмотра всё расставят по своим местам. Всем добра."
________________________________________________________
Коллеги, высказывайте своё мнение в комментариях!
Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!
P.S. Вседозволенность порождает безнаказанность. А если проще, "сдувая пыль" с ребёнка вы уродуете его, нанося ему намного больший вред, чем практически любая из ситуаций, от которых вы якобы хотите его оградить. Нынешних "яжмам", надо самих на воспитание к Макаренко. Тогда и не будет такого явления, как "онжеребенок".
Здесь много полезного 👉🏻 «Педагог»